Николай Карпушин: О рок-музыке, самоотдаче и всеобщем культе потребления.
Рок — одно из самых популярных музыкальных направлений в нашей стране. Многие парни, да и девушки, берут в руки гитару, мечтая о славе и известности. Конкуренция огромна, не всем удаётся стать хотя бы замеченными, хотя бы в России… Московская группа Rosa Infra выпустила свой первый альбом «Смена Декораций» в 2012 году. Альбом вызвал массу положительных отзывов и был замечен не только в нашей стране. Интернет порталы Германии, Франции, Англии, Индии, Японии, Украины не обошли вниманием русскоязычную (что само по себе удивительно!) группу.
Сейчас музыканты готовятся к записи своего второго альбома, имеющего неординарную концепцию. Я решила встретиться с основателем и идейным вдохновителем Rosa Infra – Николаем Карпушиным. Если у вас уже есть в голове некий образ фронтмена метал-группы (эпатажный самовлюблённый паренёк, который только вчера научился петь, выпивающий пару бутылок водки после концерта и неспособный говорить ни о чём, кроме девушек и мотоциклов), то Николай не оставит от него камня на камне. На самом деле человека с такой толерантностью, кругозором и глубиной мышления встретишь не на каждом форуме поклонников Нью-Эйдж. Добавьте к этому внутреннюю силу, обаяние и спокойную уверенность в себе – и вы увидите перед собой совсем другой образ. Интервью получилось на редкость содержательным и интересным. Приятного чтения!
— Коль, расскажи немного о своих ранних годах. Сложно представить, что ты был обычным средним ребёнком. Как у тебя складывались отношения с одноклассниками?
— Сколько я себя помню, даже года в четыре (не знаю почему, мне никто не рассказывал об основах религии и т.д.) я был уверен в том, что существует некая высшая сила – Бог, Абсолют – можно как угодно назвать. В школе я был достаточно крупным ребёнком, как правило, самым крепким и высоким в классе. И ко мне не приставали различные обидные клички, меня особо никто не трогал, да и я тоже. Я любил уединение. Уже тогда мне нравилась творческая деятельность, например, рисование; и я очень благодарен своей маме – она была очень наблюдательной, и заметив во мне творческие склонности, тонко направляла меня.
— Школа – это ведь система. Не было ли уже тогда у тебя протеста против неё, желания выйти за рамки?
— Мой протест проявился очень по-детски во втором классе. Я тогда рисовал в тетрадке, как я взрываю школу)). Я был в определённом смысле белой вороной, но интуитивно чувствовал, что это нужно вуалировать, поэтому всё равно шёл в общем потоке. У меня был свой круг друзей, и в общем-то наши занятия не сильно отличались от занятий других детей – в основном это были компьютерные игры.
— Когда и как началось твоё увлечение музыкой? И в частности, тяжёлой музыкой?
— Самое примечательное то, что в детстве к музыке как таковой я не питал абсолютно никакого интереса. Поэтому если бы меня отдали в музыкальную школу лет в 6-7, это бы закончилось слезами, капризами и тотальной ненавистью к музыке на всю оставшуюся жизнь. Но лет с 13 я стал увлекаться рок-музыкой. Как и у многих, это была группа Кино. И я до сих пор очень уважаю творчество Виктора Цоя (особенно начиная с поздних альбомов, после «Группы крови»).
Виктор Цой – это прежде всего очень талантливый поэт, своего рода пророк, который передал дыхание эпохи, переходные моменты, духовные проблемы нашей страны. Затем, лет в 18 я сам стал писать музыку. Тогда я делал это с помощью простой компьютерной программы, оттачивая свои композиторские навыки. Позже я пошёл учиться в рок-лицей «Красный химик». Там был отдельный класс аранжировки и джазовой импровизации, потом я стал осваивать бас-гитару (этот инструмент всегда был для меня интересен больше других своим глубоким бархатным звучанием) и серьёзно заниматься вокалом.
— Кстати, о вокале. У тебя шикарный голос – это природные данные?
— Спасибо. Развитие моего голоса – это очень длинный путь. У меня голос от природы низкий и довольно гулкий. И чтобы он приобрёл какую-то выразительность, да и чтобы научиться петь по нотам, мне пришлось брать частные уроки вокала. В общем, 10 процентов таланта и 90 процентов труда, временами довольно тяжёлого.
— Очень приятно видеть музыканта, который занимается своим профессиональным развитием. А как в целом с этим дело обстоит у исполнителей тяжёлой музыки в нашей стране?
— Я в этом плане могу, конечно, делиться только собственным опытом. Потому что когда я только начинал, у меня тоже было такое восприятие, что вот – я взял в руки инструмент, запел и всё должно как-то со временем само разработаться. И после некоторых безуспешных попыток я понял, что надо очень много работать над собой и быть внимательным к своему организму (для вокалиста, например, крайне важно высыпаться, иначе голос звучит в разы хуже), вообще ко всему механизму звучания. Что касается российских групп, то среди них есть несколько (с кем я лично знаком) очень уважаемых мной; и эти ребята проделали очень большой путь. Но большинство, к сожалению, пока не поняли этот принцип – принцип работы над собой.
В итоге — очень сырое звучание, и становится непонятно, зачем люди вообще начали этим заниматься, какой вклад они хотят привнести в музыку, культуру? И непонятно, что они сами хотят от этого получить. Если изначальные цели были меркантильными – тысячи поклонников, стадионы, гонорары и т.д., то для этого им опять же не хватает профессионализма. Потому что деньги за просто так никто не платит, а за плохое исполнение тем более. А если они хотят донести до слушателя что-то внутреннее, духовное, то тем более это нужно делать посредством хорошего исполнения. Так как плохое исполнение портит этот посыл, даже если изначально посыл хороший.
— А что бы ты посоветовал начинающим рок-музыкантам? Как сделать так, чтобы их хотя бы заметили?
— Здесь хочется сделать небольшое отступление… рок-музыка является частью общей, мировой поп-культуры, и иногда это даже принимает крайние формы. Например, когда группа акцентировано коммерческая, и использует образы, которые явно направлены на самые низкие инстинкты публики (публики, как правило, молодой, до 20 лет, которая от этих инстинктов сильно зависит). И видеть как парни и девушки, которым иногда уже за 30, одевают на сцене эти полупорнографические костюмы и творят там совершенное непотребство… меня это очень сильно удручает. Хотя, конечно, это их воля, мы все свободные люди. Но плохо, когда свобода перерастает в разнузданность, и эта разнузданность потом поражает неокрепшие души…
Что касается основного вопроса, то здесь сложно дать универсальный рецепт. У каждой группы свой уникальный путь к успеху. Но я думаю, в наше время группа может завоевать настоящую популярность, только если она является по-настоящему самобытной. Желающей сказать новое слово в искусстве. Как раз в нашей стране люди этого часто боятся, они хотят играть как все, но ведь это противоречит самой концепции тяжёлой музыки! Рок и металл – это по своей сути музыка бунтарей. Правда, опять же, любое новаторство должно качественно исполняться.
— И ещё у некоторых людей такой подход к финансовой стороне вопроса – мы начнём выступать и деньги посыпятся на нас со всех сторон. А как я понимаю – сначала всё будет как раз наоборот, это группа потребует вложений со стороны её участников.
— Совершенно верно. И сразу могу сказать – это большие деньги.
— Ясно. Теперь перейдём непосредственно к вашему творчеству… Ваш первый альбом был готичным и весьма успешным — у вас появились свои фанаты, положительные отзывы в прессе — и можно было бы продолжать в том же духе. Но вы сделали резкий разворот в своём творчестве в сторону индастриал-метала, стиля жёсткого и не столь популярного. Как ты на это решился? И почему?
— Это очень длинная история. Дело в том, что первые зарисовки ко второму альбому я начал сочинять более десяти лет назад, ещё до того как создал Rosa Infra. У меня ещё тогда была мечта воплотить концептуальный альбом-историю о неприглядных сторонах войны, несправедливости, крушении светлых иллюзий в душе человека, уничтожении его духовных корней. И на тот момент, когда я создал группу, я понимал, что если публике сразу дать такую глубокую концептуальщину, то она может это не понять. Поэтому я решил идти по более мягкому пути, и заодно это была отличная практика для меня как для композитора.
— А не было ли страха, что когда Rosa Infra станет совсем другой, то все бывшие поклонники разбегутся?
— В этом плане я ничего не боюсь, потому что первоочередной целью моего существования как творческой единицы является не востребованность и гонорары, а прежде всего попытка донести до окружающих идеи, которые я считаю правильными. А идеи от денег и успеха совершенно не зависят.
— Ты сейчас сказал, что многие глубокие идеи у тебя были уже более десяти лет назад. Тогда тебе было всего 20… Довольно нестандартное мышление для этого возраста. Насколько я знаю, твоё мировоззрение сформировалось в том числе и благодаря чтению серьёзной литературы. Расскажи подробнее об этом.
— У меня увлечение книгами началось параллельно увлечению музыкой. То есть лет в 13-14. Я тогда читал различные книги о буддизме, меня вообще очень увлекала восточная философия, даосизм. И в 15 лет я в первый раз прочитал «Розу Мира» (книга написана поэтом и мистиком Даниилом Андреевым и является одним из самых сильных и неоднозначных философско-мистических произведений в русской литературе. Вызывает многочисленные споры и подражательства. Диапазон влияния «Розы Мира» в настоящее время простирается от эзотерических до политических кругов). Это было очень тяжёлое чтение, потому что там вводится много новых понятий для обывателя. Но я смог это преодолеть и выстроить повествование в единую для себя систему. Этой книге удалось собрать в одно целое разрозненные понятия, которые я до этого накопил в своей жизни. Далее конечно были и другие книги. Я очень люблю классическую фантастику – Станислав Лем, Клиффорд Саймак.
И эти авторы только подкрепляли моё восприятие, увеличивали количество граней. Вот это мышление, когда ты можешь посмотреть на один объект с разных сторон, вдохновило меня на создание второго альбома. Также частично я смог самостоятельно дойти до каких-то образов, которых в самой «Розе мира» нет, но они логически из неё вытекают. Потому что Даниил Андреев умер в 1959 году, и он мог описать только то, что было в его время. Что касается будущего, то он прогнозы делал, но обстоятельно обрисовать то, что происходит сейчас, он, естественно, не мог. И я в нашем втором альбоме пытаюсь описать метаисторию современности – российской и частично даже мировой.
— Как ты считаешь, современным людям стоило бы почитать «Розу Мира»?
— Большинству современных людей её просто необходимо прочитать. Потому что большинство людей сейчас лишены духовного восприятия жизни. Многие руководствуются в поступках принципом – а что мне за это будет? Какую выгоду я от этого получу? Духовные люди, и в частности, люди «Розы Мира» живут по другому принципу – что я дам миру? Что я сделал для того, чтобы его улучшить?
И как только человек искренне проникается этими идеями и начинает по ним жить, подкрепляя это всё логикой, эрудицией и даже каким-то научным подходом, то жизнь вокруг него сразу меняется. Преобразуется его окружение, быт – он становится более счастливым. Даже если сначала такой человек подвергается насмешкам, изгнанию и т.д. Потом он обязательно найдёт тех людей, которые его поймут… Вообще «Роза Мира» — это своего рода гипертекст, не имеющий ни начала, ни конца. Если ты этим проникся, то будешь постоянно к нему возвращаться и перечитывать. Я, например, весь текст перечитывал раза четыре, каждый раз открывая для себя что-то новое.
— А ты подвергался насмешкам из-за своего мировоззрения?
— Конечно. Это вообще краеугольный камень человеческого общества – люди не любят тех, кто не похож на них. Это отчасти объясняется первобытным страхом – чужеродный, значит, скорее всего опасный. Но с другой стороны – мы все уже давно вышли из пещеры и пора наверно как-то менять своё восприятие… Я подвергался не только насмешкам; люди, которых я тогда считал своими друзьями, предавали меня, и я очень сильно переживал из-за этого. Были неоднократные кризисы, ломка системы ценностей. Но, несмотря на то, что жизнь у меня довольно сложная была, я так и не стал циником. Я всё равно верю в богосотворённость человеческой души.
— Многие люди собираются сделать что-то светлое и хорошее. Но они, как правило, не встречают понимания и их энтузиазм быстро гаснет. Как сохранить в себе эту искру, несмотря на все сложности?
— Опять же, у них быстро пропадает энтузиазм именно потому, что их не поощряют сразу. И в этом есть подмена восприятия. Невозможно начать делать хорошее по старым принципам – что я от этого получу? Прежде чем менять мир, стоит разобраться в себе и что-то сначала в себе изменить. И когда человек начинает руководствоваться принципом – что я дам миру, не ожидая ничего взамен… тогда это будет его подпитывать и давать энергию. Это энергия любви. А настоящая любовь не требует себе, она отдаёт вовне.
— Скажи честно, были ли в твоём творчестве периоды, когда хотелось всё бросить. И если да, то что помогло этого не сделать?
— Каюсь, были и такие моменты. Им способствовали и некоторые перипетии в личной жизни… но в такие моменты я задумывался – а как я буду дальше жить без занятий музыкой, без творчества как такового? И я понимал, что просто увяну, будет существовать только тело, а душа умрёт – поэтому я продолжал.
— Расскажи, пожалуйста, о концепции второго альбома, она довольно сложная и интересная.
— Сейчас альбом имеет предварительное рабочее название Метакома (по названию одной из его песен). Что это такое? Мета – это иномерность, некие духовные сферы. Сейчас многие общества — в частности, российское – находятся в духовной коме. То есть существует доминанта физических потребностей над духовными. Многие люди, даже имея большие средства для жизни, слишком увлекаются телесными потребностями, развлечениями. И удовлетворившись, они ощущают внутреннюю пустоту, которую не знают, чем заполнить. Тогда они начинают ещё больше потреблять, использовать всё и всех окружающих, так как не видят другого выхода. На этом построен развлекательный бизнес и многие СМИ…
В этом альбоме я создал персонажа под названием Чудовищный червь. Это иномерное существо огромных размеров, которого породило само человечество своими излучениями – жаждой наживы, похотью, низкими инстинктами. Благодаря этим излучениям червь возник и ими же он и питается, становясь всё сильнее. По принципу обратной связи он направляет импульсы в людей, усиливая в них вышеперечисленное… В истории альбома возникает жуткий момент – там я иносказательно описываю свержение власти в государстве – Серославии. А параллельно в другом измерении червь захватывает соборную душу народа этой страны. Соборная душа – это великий дух женственной природы, который присутствует в каждом народе Земли. Этот дух олицетворяет собой все женские энергии. Я здесь имею ввиду не какую-то жеманность, томность и прочее, а именно то высшее, на что способны женщины – сострадание, забота, верность, любовь.
Мужская энергия тоже очень важна – это прогресс, открытие новых миров, но без женской она не имеет точки приложения… что и случилось в этой стране. Главный персонаж альбома (его зовут Тэмок) – молодой человек, который как раз вырос во времена смены власти. Так получается, что у Серославии возникает война с её автономной областью – Чернославией (я думаю, что здесь сразу выстраивается ассоциативный ряд). И Тэмок попадает на поле боя, где он теряет друзей своего детства, озлобляется. Но затем он встречает военную медсестру по имени Роза. Молодые люди влюбляются друг в друга, строят совместные планы, но так получается, что Роза погибает. Она закрывает Тэмока собой от вражеской пули. И вся трагедия в том, что на тот момент она была уже беременной от него.
Это не какая-то мыльная опера, как может показаться. Этот сюжет я взял из исторических источников, из жизни моего старинного предка. Далее Тэмок попадает в плен, томится в тёмном подвале; и в этот момент ему является великий человеко-дух (некий проводник в другой мир, который рассказывает главному герою правду). Тогда Тэмок понимает, что его личная трагедия по сравнению с трагедией его народа ничтожна. Он чувствует, что должен донести до других людей эту идею – пленения соборной души. И соборная душа как бы начинает петь через Тэмока, его устами…. Хочу сказать, что на моё мировоззрение во многом повлияла Индия, эта страна уже давно соединилась со своей соборной душой. Поэтому несмотря на грязь, бедность и даже антисанитарию в некоторых районах, у индийского народа богатые духовные традиции. Этот народ невозможно завоевать – он просто растворит вас в своей любви.
— В одном из своих недавних интервью ты сказал о Розе — «она становится его (Тэмока) спасительной путеводной звездой в мире насилия, жестокости, грязи, отчаяния и несправедливости». Как ты думаешь, есть ли в нашем мире женщины, способные на такую «миссию»?
— Они есть. И мне даже посчастливилось встретить такую. Отчасти эта женщина меня вдохновила на рассуждения о соборной душе. И хотя это понятие из «Розы Мира», эта девушка своим образом жизни и своей праведностью помогла мне понять, что творится сейчас с соборной душой в нашей стране. Так что можно сказать, что я проникся высшими лучами женственности и стараюсь по этим принципам жить.
— Сейчас женщины часто говорят – мы то нормальные, а вот мужчин нормальных нет. Может дело в самих женщинах?)
— Это опять же к вопросу – давать или брать. Когда такие женщины требуют, чтобы их кто-то сделал счастливыми, а потом удивляются, что мужчин нормальных нет… А вы сначала изменитесь сами – станьте чистыми, верными, бескорыстными, добрыми. Это не значит, что надо лишаться чувства собственного достоинства. Но это чувство не стоит путать с потребительским отношением к жизни. Я не хочу никому ничего советовать, я просто призываю заглянуть внутрь себя. Скажем так, на время отойти от повседневной городской суеты, шума, который порой мешает услышать собственные мысли. Не те мысли, которые нам навязаны СМИ, окружением. Обычно это стереотипы, которые далеко не полезны.
Погрузившись в тишину, вы услышите много нового и интересного внутри себя. И это, возможно, преобразит вашу жизнь… Кстати, во второй части альбома я ввожу персонаж по имени Лиза. Этот как раз собирательный образ всего худшего и низкого, что есть в современных женщинах. Такие девушки считают, что ими должны все восхищаться, корыстны, расчётливы, могут без угрызений совести разрушить чужую жизнь. Скажем так, попытаться это сделать. Такие люди очень несчастны и измениться они могут только в результате каких-то серьёзных потрясений в своей жизни.
— Если представить некий идеал будущего для Rosa Infra, чего бы ты хотел, по максимуму?
— В первую очередь, конечно же, воплощение в жизнь нашего концептуального альбома. Дело в том, что вся концепция рассчитана на три альбома. А то, что мы готовим сейчас – это будет только первая часть. В идеале хотелось бы постановочное шоу на концерте со специально подобранной цветомузыкой, видеорядом для передачи атмосферы. А вообще, хотелось бы снять целый фильм на основе этой трилогии (Рок мюзикл), но не легкомысленный, как это обычно бывает с мюзиклами. Ну, и не буду лукавить – конечно, я хочу миллионных гонораров, многотысячных стадионов и известности во всём мире). Но не как самоцель, а только если это будет сопутствовать основной идее, которую я несу.
— Вы собираетесь записать альбом на английском языке? Или русскоязычные тексты – это принципиально?
— Все три альбома будут реализованы как в России, так и в Европе. Поэтому запись будет вестись на обоих языках. Многие наши европейские рецензенты высказывали сожаление о том, что они не понимают наши тексты, из-за языкового барьера. Поэтому мы решили записать также и английский вариант.
— Я также в каком-то интервью прочитала, что ты пишешь книгу. Можешь рассказать, о чём она?
— Книга задумывалась параллельно с сочинением альбома. По сути это альбом, только изложенный в прозе – в больших подробностях. Изначально я книгу начал писать, чтобы потом было проще сочинять тексты для песен, привести свои мысли в порядок. Но в итоге она превратилась в самостоятельное художественное произведение, которое сейчас в стадии разработки.
— Очевидно, что для тебя музыка на первом месте, и всё же… нет ли у тебя желания поучаствовать в каких-то социальных проектах, что-то ещё сделать для общества?
— Дело в том, что я не общественный деятель, и тем более не политик. Это очень грязная сфера деятельности, особенно в России, учитывая то, что там все повязаны. Например… ладно, не буду указывать имена, но большинство наших политиков совместно владеют нефтяными и газовыми компаниями, а потом изображают из себя оппозицию. Как можно выступать против собственного кормильца? И я решил, что буду действовать в более глубокой и тонкой сфере. Доносить свои идеи не с трибуны, а через песни. Это более мягко и более сильно проникает в сердца людей, и затем меняет их жизнь.
— В чём ты видишь свою жизненную миссию?
— Вдохновлять людей на поиск себя посредством своего творчества. Подавать пример.
— Кстати, о примере. На своей стене «В контакте» ты часто пишешь вещи, вызывающие бурную полемику. И не всегда оппоненты лояльны к тебе. Ты же всегда остаёшься вежлив, доброжелателен и невозмутим. Как тебе это удаётся?
— Во-первых, я испытываю отвращение к интернет-троллям. То есть к людям, которые начинают оскорблять тех, кто имеет иное мнение; любят строить каламбур из своих слов. Я считаю, что такое поведение подобно детскому саду. Это попытка утвердиться за счёт оппонента. У меня нет потребности кого-то унижать, поэтому если я вижу противоположные доводы, я просто начинаю с человеком это обсуждать, приводя свои аргументы. Если, конечно, его мнение представляет для меня интерес. Если же оно на уровне эмоций и не подкреплено логикой, то я его игнорирую.
— Можешь дать совет читателям — как не потерять себя, идти своим путём?
— Развивать огромную стойкость духа. И в сотый раз, наверно, повторю – нужно стремиться отдавать в мир, а не поглощать. Это не значит, что надо отдавать постоянно. Это другая крайность, человек просто будет истощён как колодец. Должно быть некое равновесие.